Приборы неразрушающего контроля
геодезическое и строительное оборудование

с пн-пт. 8:00-17:00 (МСК)

меню
0
меню

Как настраивать дефектоскоп

Дефектоскопы разных типов применяют для контроля качества материалов, используемых в строительстве, промышленном производстве, транспортной и других сферах. Такого рода экспертиза проводится неразрушающими методами. Применение дефектоскопов позволяет оценивать состояние исследуемых объектов без их демонтажа и нарушения целостности конструкций. Как настраивать дефектоскоп перед проведением работ и как пользоваться прибором?

Ознакомление с прибором для дефектоскопии

Работу с дефектоскопом начинают с изучения инструкции для пользователей. Если возникает необходимость, можно обратиться и в службу техподдержки производителя. В процессе обучения нужно разобраться с ПО, освоить пути до требуемых настроек и функций, привыкнуть к цветовой гамме разверток, научиться правильно обрабатывать и сохранять результаты проверок. Документация к оборудованию, как правило, содержит технологические карты, по которым пользователь сможет в дальнейшем работать. В техкартах содержатся подробные указания по настройке дефектоскопа, подключению преобразователя, выбору схемы исследования, измерению характеристик дефектов и т. д.

Настройка прибора

Настройку дефектоскопа выполняют, следуя указанным в инструкции предписаниям производителя. Это наиболее важный этап неразрушающего контроля, т. к. последующая проверка состояния материалов предусматривает сравнение получаемых данных с установленными параметрами. Для наиболее популярных УЗ-моделей процедура состоит в настройке:

  • шкалы расстояний (скорости развертки дефектоскопа), когда нужно выбрать оптимальный масштаб видимой на экране части временной оси ЭЛТ (электронно-лучевой трубки). Масштаб должен быть таким, чтобы сигналы от дефектов были в пределах экрана. Скорость развертки настраивают так, чтобы рабочий участок развертки ЭЛТ занимал большую часть экрана;
  • чувствительности. Эта настройка должна обеспечить надежную регистрацию акустических сигналов от минимально допустимых (для данного прибора) дефектов. Уровень чувствительности может быть поисковым, контрольным и браковочным. Поисковый уровень настраивается для поиска дефектов путем сканирования, контрольный – для оценки характеристик выявленных дефектов, браковочный – для выбраковки элементов конструкций.

Подключение совмещенного преобразователя

Совмещенный преобразователь (СП) оснащен одним активным элементом (обычно пьезоэлементом), который может служить как источником, так и приемником ультразвуковых волн. Прибор необходим:

  • для преобразования электрических сигналов дефектоскопа в ультразвуковые колебания;
  • подачи УЗ-колебаний на исследуемую поверхность;
  • приема отраженных УЗ-волн и их передачи в соответствующий модуль дефектоскопа для обработки.

Для получения корректных данных важно знать, как следует подключать совмещенный преобразователь к дефектоскопу. СП подключают с помощью кабеля через разъем типа BNC, Microdot, CP-50, Lemo 00 и другой, предусмотренный конструкцией. Существует также вариант исполнения с интегрированным кабелем с компактным корпусом, более удобным для проведения измерений в труднодоступных местах. Некоторые настройки дефектоскопа напрямую зависят от типа подключенного преобразователя: их следует корректировать каждый раз при подключении устройства нового типа.

Вагон-дефектоскоп

Работа вагона-дефектоскопа основана на использовании магнитодинамического метода контроля. Метод предусматривает намагничивание рельсов в движении постоянным полем магнита, в результате чего возникают вихревые токи. Дефекты выявляются по двум факторам: изменению магнитного потока в зоне повреждения и плотности вихревых токов, обтекающих трещину. Если на поверхности рельса имеется дефект, в этой зоне происходит изменение магнитного поля (магнитодинамического поля дефекта). Одновременно с увеличением скорости движения вагона возрастает интенсивность наводимых вихревых токов. Это ведет к изменению величины и формы динамических полей дефектов. Если скорость составляет 15–20 км/ч и более, выявляются дефекты в виде продольных трещин, которые при низких скоростях не определялись. Зависимость формы магнитодинамических полей от скорости движения вагона позволяет оценивать показания дефектоскопа по форме сигналов, возникающих в его искательных устройствах.

  • Читайте также
^