Приборы неразрушающего контроля
геодезическое и строительное оборудование

с пн-пт. 8:00-17:00 (МСК)

меню
0
меню

Как пользоваться толщиномером

Толщиномер – это прибор, который с высокой точностью измеряет толщину металла, пластика, стекла, а также покрытий, нанесенных на поверхность материала. Основная сфера промышленного применения – автомобилестроение, авиастроение, судостроение. Прибор применяется также в автомастерских для определения состояния кузова или обшивки, а также при покупке авто с пробегом. О том, как пользоваться толщиномером, калибровать и настроить его, пойдет речь ниже.

Виды толщиномеров и особенности их работы

Использование прибора, измеряющего толщину, и точность измерения зависят от принципа его работы. Например, механические толщиномеры («гребенки») используются в ремонтных и строительных работах, чтобы проверить толщину мокрых (невысохших) слоев лака, краски, шпаклевки и других материалов. Измерение проводится так: зубья прибора погружают в измеряемое покрытия, следя, чтобы они были перпендикулярно поверхности. Затем гребенку вынимают и определяют толщину. Такой прибор не слишком точен, поэтому большее распространение получили толщиномеры других видов. В зависимости от принципа действия они делятся на такие категории:

  • магнитные. Могут работать только с ферромагнитными материалами. Сила притяжения магнита к металлической поверхности зависит от толщины наложенного лакокрасочного слоя. Прибор недорогой и прост в использовании, но не слишком точен;
  • электромагнитные. Принцип работы тот же, что и у предыдущей категории, но основным элементом является не постоянный магнит, а электромагнит (соленоид). Прибор довольно точен, но может работать только с черными металлами – сталью, чугуном, железом;
  • вихретоковые. Чем выше электропроводность металла, тем точнее показания таких приборов. Поэтому самые точные измерения толщины ЛКМ будут для медных и алюминиевых поверхностей. Для чугуна и стали погрешность больше;
  • ультразвуковые. Это универсальные толщиномеры, измеряющие толщину покрытия на всех поверхностях – металлических, полимерных, композитных. Единственным условным недостатком такого прибора является высокая стоимость.

Все перечисленные виды толщиномеров очень просты в использовании. Для измерения достаточно приложить их к поверхности, нажать кнопку включения и получить результат. Магнитный толщиномер выводит показания на шкалу, остальные виды приборов – на цифровой дисплей.

Что учесть при использовании цифровых толщиномеров

  • Если купленный толщиномер не является самокалибрующимся, его сначала нужно откалибровать. Для этого используются эталонные пластины с известной толщиной. Результаты измерения сопоставляются с теми, что указаны для эталона. При необходимости осуществляется настройка.
  • Для контроля покрытия ЛКМ автомобилей лучше использовать ультразвуковые приборы. Они работают со всеми материалами, а также измеряют толщину каждого слоя в многослойных покрытиях.
  • Толщина заводского покрытия составляет 75–160 мкм. На порогах, в багажнике и под капотом она обычно меньше: 50–90 мкм. Следует учитывать и марку авто: для некоторых моделей Land Rover, Mercedes и американских внедорожников толщина краски может быть значительно больше.

Как правильно измерять толщину слоя краски на автомобиле

Перед тем как начинать измерения, поверхность следует очистить. Наличие грязи может значительно исказить полученные результаты. Так как крыша автомобиля менее всего подвержена повреждениям, обследование рекомендуется начать с нее. Это позволит определить эталонную толщину покрытия для данного автомобиля. Затем можно переходить к правому крылу. Оно чаще всего повреждается, и по его состоянию можно судить, насколько серьезными были аварии, в которых побывал автомобиль. Чтобы обеспечить высокую точность измерения, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

  • проверку одной детали нужно проводить в нескольких точках, расположенных на расстоянии 20–25 см друг от друга;
  • измерение следует сделать 2–4 раза. Допускается погрешность 10–40 мкм. Из полученных данных вычисляют среднее арифметическое.

Применение толщиномера для оценки ЛКМ покрытия поможет определить истинное состояние автомобиля и не переплачивать лишние деньги.

  • Читайте также
^